Рынок оборудования для мясопереработки – неисчерпаемая тема для беседы.
Мы решили задать несколько вопросов эксперту – Татьяне Александровне Грамлих, генеральному директору проектно-конструкторского бюро «БЕГАРАТ».
Татьяна Александровна! Начну с нелицеприятного вопроса. Не секрет, бытует мнение, которое вкратце можно сформулировать так: качество немецкого оборудования падает, но цены прежние. Готовы опровергнуть?
Не могу согласиться с такой точкой зрения – нет признаков того, что качество оборудования падает. Мы ведем статистику уже более двадцати лет: количество отказов по вине производителя оборудования неуклонно снижается.
Причин появления такого мнения о снижении качества – несколько.
Во-первых, низкий уровень квалификации технического персонала на предприятиях. Все труднее становится найти инженера или техника в принципе, на качество подготовки закрывают глаза. А оборудование становится все более производительным, много сопряжений в линиях, много электроники.
Поэтому разрыв увеличивается, и люди не в состоянии квалифицированно обслуживать сложную технику. Могла бы помочь регулярная техподдержка со стороны производителей, однако предприятия не закладывают этот вопрос в бюджет, а раз нет финансирования, то нет и поддержки. В результате оборудование часто работает намного ниже возможностей.
Во-вторых, не все поставщики оборудования обладают достаточной квалификацией, чтобы оказать техническую поддержку. Сервис – очень затратная вещь, надо поддерживать квалификацию инженеров, регулярно проводить обучение у производителей, непрерывно актуализировать техническую документацию. У многих поставщиков подход: главное – продать, а дальше – хоть потоп. Но так как затрат на сервис и поддержку они не несут, то могут и на пару процентов дешевле продать. Скупой, как известно, платит дважды – в результате оборудование не обслуживается даже по гарантии, и вопрос задать некому.
В-третьих, бюджеты на закупки уменьшились, а тендеры часто проводятся не очень квалифицированно. В техническом задании не учитывается множество очень важных факторов, таких как отказоустойчивость и ремонтопригодность, даже важные технологические показатели часто обозначены очень приблизительно.
Разберем последствия таких причин.
В результате руководство предприятий получает некорректную тендерную таблицу и принимает решения на основании некорректных данных. Таким образом, на предприятия попадает оборудование, которое непригодно для данных условий эксплуатации или не соответствует применяемым технологиям. Вот и кажется, что раньше оборудование было более качественным, а на самом деле – в погоне за ценой пренебрегаем качеством. И ошибка в данном случае на стороне покупателя.
Что, на Ваш взгляд, препятствует выходу на российский рынок качественного оборудования из азиатского региона: Кореи, Тайваня, Японии? Про оборудование из Китая не спрашиваю – здесь все ясно.
Вопрос не только в качестве собственно оборудования. Покупая оборудование, покупатель хочет получить и определенный технологический трансфер и тем самым повысить эффективность производства и качество продукции. При этом производим мы продукты, которые, хотя и имеют некоторую советско-российскую специфику, но скорее похожи на европейские и американские и гораздо дальше по вкусу и органолептике от азиатских.
Поговорим подробнее о различиях.
Машины из Японии и Кореи (за исключением упаковки) скорее приспособлены для производства азиатских продуктов, которые хотя и существуют, но далеки от массового производства. К тому же это оборудование не производится массово, поэтому преимущества производства в Азии здесь ощущаются гораздо меньше.
Если говорить об отечественных производителях оборудования, то, как мне кажется, здесь есть определенные подвижки. По крайней мере, оборудование для убоя и первичной переработки – этот сегмент выглядит обнадеживающе. А что думаете Вы?
Во всем мире довольно значительная часть оборудования производится локально. Это, прежде всего, оборудование для ремесленного производства – цехов, небольших фабрик-кухонь и т. д., а также весь инвентарь и вспомогательные устройства (санпропускники, подъемники, нержавеющая мебель и т. д.), конвейерные системы для малой механизации и т. д. Здесь не заключено какого-то чудесного ноу-хау, и риски для покупателя незначительны.
Другое дело современные производственные линии для крупных предприятий. Здесь риски существенно возрастают: как риски невыпуска продукции в случае остановки линии, так и недостижения различных показателей. Даже разница, которая, на первый взгляд, кажется несущественной, с учетом масштаба производства представляет собой огромные цифры, несравнимые со стоимостью оборудования.
Выпуск продукции с фиксированным весом.
Например, при выпуске продукции с фиксированным весом улучшение точности работы линии – уменьшение стандартного отклонения на 20% – при выпуске десяти тонн в сутки составит экономию (или потерю!) более чем 80 тыс. долларов в первый год эксплуатации, что может быть сравнимо со стоимостью оборудования.
В таких случаях инвестору не столько важна сумма инвестиций, сколько гарантированный их возврат, что достигается строгими условиями гарантий, и поставщики должны быть в состоянии эти гарантии обеспечить, и эту поддержку необходимо учитывать в стоимости оборудования.
Поэтому соревноваться в выпуске аналогичного оборудования с западными компаниями бессмысленно, если выпускать эту продукцию только для внутреннего потребления. Емкость внутреннего рынка – ничтожна, и разработка никогда не окупится. К тому же вопрос в компонентной базе. Китайцам легко разработать и собрать любое оборудование – на 90% компоненты производятся тут же и доступны. Другой вопрос – качество и гарантии.
В кризис, по логике, рынок так называемого восстановленного оборудования должен расти. Что здесь происходит на самом деле? Каковы преимущества и риски для покупателя, решившего приобрести данное оборудование?
Восстановленное оборудование – это миф.
Есть оборудование, бывшее в эксплуатации, осмотрите и покупайте. Есть компании, которые занимаются его ремонтом и перепродажей. При этом оно не становится восстановленным. У нас есть опыт восстановления оригинальными частями – даже для производителей оборудования это в лучшем случае нулевой номер. Поэтому это оборудование ни в коем случае не заменяет новое. Но надо быть очень осторожным, и при покупке б/у оборудования заручиться поддержкой производителя, возможно, даже пригласить специалиста для оценки.
А теперь главный вопрос: кризис нарушил планы многих предприятий по модернизации. Следует ли понимать, что в этих условиях производителю проще купить одну машину, нежели проводить глубокую модернизацию предприятия? Насколько долгосрочен этот тренд?
Купить много оборудования – еще не значит провести глубокую модернизацию.
Ведь оборудование само по себе не является залогом того, что завод будет прибыльно работать. Оборудование – лишь один из многих факторов, причем не самый дорогой. А глубокая модернизация не всегда означает, что надо взорвать завод и на его месте построить новый. Важно – выстроить систему производства, которая точно бы соответствовала бизнес-модели и выполняла свои задачи по эффективному выпуску качественной продукции.
Очень часто оборудования больше, чем необходимо, или нужно закупить только отдельные единицы, чтобы решить вопрос с выпуском принципиально нового изделия. А вот выстроить сбалансированное производство, уменьшить расходы на персонал и повысить производительность труда – это намного более сложная задача. Возможно, что с уменьшением бюджета как раз и начнут думать об этом.
Плановая замена оборудования и поддержание технического состояния.
Другой вопрос – плановая замена оборудования и поддержание технического состояния. Для многих предприятий это затруднительно. В частности, наша компания помогает своим клиентам составить регламенты, чтобы правильно обслуживать машины: превентивный ремонт и правильное обслуживание помогает избежать серьезных поломок, ремонт которых обойдется дорого. В нашей базе много оборудования, которое работает более десяти лет и свои задачи по-прежнему выполняет.
В условиях, когда производство колбасных изделий медленно, но неуклонно падает, может ли драйвером продаж стать оборудование для производства полуфабрикатов?
Производство полуфабрикатов – это закономерная тенденция.
С расширением сетевой торговли и улучшением логистики появилась возможность произвести продукт нового качества. Качество промышленного производства при массовом выпуске очень высокое. Сказывается и быстрота переработки: от убоя до разделки и упаковки проходит, по сути, только столько времени, сколько технологически необходимо.
Но это качество можно обеспечить только в случае наличия достаточного количества сырья, поэтому на Западе охлажденные полуфабрикаты в потребительской упаковке получили массовое развитие 15 лет назад, а в Россию пришли недавно, после того как были построены новые мощности по выращиванию и первичной переработке скота.
Конкуренция в этом сегменте будет только нарастать и маржинальность на этих продуктах сокращаться. Поэтому самая важная задача для производителей – взять под жесткий контроль производство: чем больше факторов удастся контролировать, тем меньше риски. Поэтому надо четко представлять себе возможности и ограничения оборудования, чтобы маркетинг запускал именно ту продукцию, которую выгоднее всего можно произвести.
Беседовал Владимир Измайлов
Статья опубликована в журнале «Мясной ряд» (№4, 2017 год)